Цитата: Marina,
... нужно ли просить Господа о чем либо (здоровье детям, например), может ли моя молитва изменить ход событий моей жизни? Ведь Господь-промыслитель, и так, без моих слов знает все что я хочу, в чем имею нужду.
Сначала ответим на вопрос: что такое молитва? Это общение с Богом. Общение как и в естественной нашей жизни предполагает "слово", но не ограничивается им. Общение друг с другом может выражаться, например, в общих делах, заботах, благодарности (не только и не столько словесной, сколько в расположенности и доверчивости), служении и под.
Так же и с Богом, общение предполагает не только и не столько словесную обращённость, сколько общую с Ним жизнь в целом. В эту общую жизнь входят и разнообразные прошения. Можно выделить три общих вида словесных молитв: просительные, благодарственные и славословные. Все они выражают тот или иной человеческий опыт, которым мы делимся с Богом. В этом смысле "просительные" ничем не отличаются от других.
Ваш вопрос возник на "стыке" человеческой просьбы и Божественного промысла. Мы, безусловно, верим в то, что Господь промышляет о своём творении, которе дорого Ему "даже до смерти и смерти крестной". В то же время промысел Божий не есть "заранее уготованная судьба" . Его промысел можно сравнить с "сеянием". Он всегда "сеет", касаясь нашей совести. И часто первичный наш ответ - это прошение. Вначале о чём-то внешнем, выражающем наши повседневные нужды, трвоги, порой, страхи, надежды, желания, порождённые окружающей действительностью, внутренней неустроиностью, беспомощностью, и их переживанием. Эти молитвы, прежде всего - поиск обретения опоры в лице Бога, в личной обращённости установление общения с Ним. Со временем, если "узнавание" присутствия Божества в жизни произошло (неважно в какую меру, хоть в некую "самую минимальную"), то просительные молитвы, пусть и те же по форме и смыслу, будут уже с существенным дополнением: "но не как я хочу, а как Ты, Господи!" Потому что, если происходит искомое "узнавание", то Он всегда узнаётся как Милость. Милость всегда рождает доверие.
Только тогда возможно направить, как Вы пишите, свои "силы на то, чтобы потерпеть" обстоятельства или что иное. Т.к. "терпения без ропота" у человека вне Бога нет. Внешне ропот, действительно, может не выражаться, но всё, что встаёт поперёк нашей воли неизбежно вызывает естественное внутреннее отторжение, от которого человеку никуда не деться. Прердолеть его можно только, открывая эту внутреннюю немощь Господу покаянием. Им же (покаянием), приглашая Его Самого в эту "сторону" души войти, чтобы быть причастным Его жизни.
Диугими словами, когда мы приходим к вере, мы, как правило, начинаем просить о внешних вещах, беспокоящих нас или желаемых нами. И здесь Бог выступает для нас как Помощник, Которого мы просим исполнить нашу волю. Когда же в личном обращении мы постепенно "знакомимся" с Ним и как бы пробуждённой совестью "узнаём" Его - каков Он - то совестью же и, появившимся в общении доверием, можем захотеть Его воли. Всё это покоится на новом, опытном уже знании
как(!) мы Им приняты именно грешниками. Только такой опыт даёт видеть Его как Милость.
Тогда ропот, как некий привычный "переживательный" фон, становится покаянием не только потому, что сознаётся грехом, а прежде всего, потому, что, замыкаясь на нём, человек замыкается и от новообретённых отношний уже не с "книжным", а с личным Господом.
Поэтому личные наши прошения - лишь свидетельство реальной немощи, требующей преодоления в причастности к Богу. Причём, вовсе не только во внешних обстоятельствах, а прежде всего, в вере к Нему. Т.к. наше малодушие, печаль, уныние в обстоятельствах как раз и открывает наше же маловерие.
Без личных прошений к Богу мы Его просто не узн
аем. Он для нас будет лишь допущением, идеей, идеологией, пусть даже убеждением, но главное - Он будет вне нас. Внутри нас могут быть только "личные отношения". Любая личная обращённость к Богу, так же попытка жить по Его евангельскому слову эти отношения и формируют. Просто в начале всегда обращение человека к Богу естественно выражается в разнообразных прошениях внешнего характера. Т.к. в начале для человека главное - он сам, его родные и близкие. Поэтому фактура внешней жизни для него имеет первостепенное значение. Но настоящая благодарность и пусть робкое, но желание (вовсе не само исполнение пока) Божией воли появляется тогда, когда выше всяких просимых житейских нужд, человек, наконец, пусть в свою меру, но коснулся Источника.
В заключении скажу, да, молитва верующего человека "может изменить" те же болезни и разнообразные обстоятельства. Об этом много свидетельств в евангелии. Т.к. молитва, как утверждает Церковь, "привлекает благодать Божию", т.е. Его присутствие, со-трудничество. В таких случаях, наши прошения - призывание Его. Акт веры. Промысел Божий, конечно, безусловен, но без нашей обращённости Бог не будет Себя насильно навязывать. Какое-либо изменение в таких случаях возможно только как ответ Бога на призыв человека и будет являться чудом Господнего присутствия. Чудо как сверхъестественное явление - только для здешнего мира, но воистину это - восстановление падшего мира, пусть и в данное время, и в данном месте. Для Царства Небесного это естественное явление. Повторю, "благодать" - Его исцеляющее и восстановляющее присутствие. Главное в любом Божием чуде - Сам Чудотворец, Его явление. Сверхъестественное исцеление, восстановление чего и кого бы то ни было - лишь питательная среда откровения Божия, Его Царства.
Ergo.
Острие просительных (и любых других) молитв не столько в обретении желаемого строя внешней жизни, сколько в обращённости к Богу, возвращению к Нему и в конечном итоге обретения Его как Царство Небесное внутри человека.
Это - путь. По мере постепенного развития взаимоотношений с Богом гармонизируется внутренний строй души, а значит, и отношения с людьми. Тогда и внешние обстоятельства не будут восприниматься как враждебные. Но даже будучи сложными, болезненными и под., будут восприниматься как требующие служения людям во Христе, т.е. во внутреннем Ему молитвенном предстоянии и единении с Ним.
В этом и заключается промысел Божий: чтобы человек познакомился со своим Создателем, Творцом, узнал Его как собственно Жизнь, вернулся к Нему и соединился с Ним.