О Соборовании

Ответить
Xenia DoroTh
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 06 июл 2020, 13:41

О Соборовании

Сообщение Xenia DoroTh »

Отец Александр, в храме Великим постом несколько раз состоится таинство Соборования - Вы называли его "таинством исцеления совести". В катехизисе сказано, что это "одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и грехов". Церковь знает его ещё с апостольских времён именно как общее, соборное, "коллективное" прошение О болящих. Мы знаем, что "Господу споспешествующу", оно может совершаться и одним только батюшкой над одним только страждущим человеком в любом месте. Но болезнями страдают не все, а грехами - все. Можно ли здоровым прибегать к этому таинству? Как оно совмещается с исповедью и Причастием? Какой смысл принимать эти три таинства в один день? Исповедоваться и причащаться человек может регулярно, каждый - в своем ритме - мы ежедневно званы на Вечерю Господню. А как реагировать на объявления о соборовании? Я читала, что в греческой церкви оно совершается над всеми молящимися единожды - на Страстной неделе. А у нас - каждым постом по нескольку раз - может быть именно потому, что это "частное" таинство - не для всех? Можно ли и нужно ли участвовать в нем каждым постом? Собор-ность подразумевает только "коллективность" священников или молитву всех участников друг о друге? Почему иногда в храмах на помазании звучит Общее пение "Услыши ны, Боже; услыши ны, Владыко; услыши ны, Святый; Помилуй ны, Боже; помилуй ны, Владыко; помилуй ны, Святый; Исцели ны, Боже; исцели ны, Владыко; исцели ны, Святый", а иногда нет?
Как приготовиться к участию в этом таинстве? Можно ли где-то заранее прочитать текст службы?
Буду очень благодарна за ответ.

прот. Александр
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 06 июл 2020, 13:38

Re: О Соборовании

Сообщение прот. Александр »

Начну с более простых (формальных) вопросов:
Xenia DoroTh,
... в греческой церкви оно совершается над всеми молящимися единожды - на Страстной неделе. А у нас - каждым постом по нескольку раз - может быть именно потому, что это "частное" таинство - не для всех?
Действительно по церковной традиции человек соборуется один раз в год. Именно поэтому причина более частого приглашения на соборование не в "частном" характере таинства, а в том, чтобы:
1. Человек имел возможность спокойно выбрать удобный для себя день.
2. Не перегружать службу по времени.
3. Дать возможность людям присутствовать на таинстве с возможным внешним комфортом.
Поясню. По первому пункту, не все могут "вписаться" в один день в году, даже на Страстной седмице. По второму, - на эту службу приходят люди больные, следовательно, ослабленные. Когда таинство бывает всего один раз в году, на него приходит множество народа, в связи с чем служба растягивается, порой, на три, а то и больше часов, так же в храме, часто своими объёмами не рассчитанного на такое количество людей, становится очень душно. Что не просто выдержать и здоровому человеку, у больных же тогда, вместо внимательного и чуткого участия в службе, задача сводится лишь к одному - выстоять(!). По-третьему, - когда есть возможность выбирать, на каждую службу приходит людей, примерно, поровну с незначительным "+/-". Это даёт возможность всем достаточно свободно стоять, не теснясь и не мешая друг другу. При таком количестве в храме вполне достаточно воздуха. Всё это чрезвычайно важно, т.к. организационные недостатки (теснота, духота и долгота по времени) в таких случаях встают для каждого участника во главу угла вместо таинства.
Xenia DoroTh,
Почему иногда в храмах на помазании звучит Общее пение "Услыши ны, Боже; услыши ны, Владыко; услыши ны, Святый; Помилуй ны, Боже; помилуй ны, Владыко; помилуй ны, Святый; Исцели ны, Боже; исцели ны, Владыко; исцели ны, Святый", а иногда нет?
Это общее пение как раз и исполняется тогда, когда священники, осуществляющие таинство, из-за большого количества людей не успевают помазать семь раз всех пришедших за время чтения канона и всех семи же евангельских и апостольских чтений. В связи с этим вынуждено возникла традиция пения этой молитвы либо в промежутках между чтениями, пока батюшки очередной раз довершат помазание всех пришедших, либо после всех чтений до окончательного совершения необходимого семикратного помазания.
Xenia DoroTh,
Церковь знает таинство соборования ещё с апостольских времён именно как общее, соборное, "коллективное" прошение о болящих... Но болезнями страдают не все, а грехами - все. Можно ли здоровым прибегать к этому таинству?
Строго говоря, совершенно здоровых людей не бывает, конечно. Однако на это таинство призываются всё же люди, имеющие те или иные заболевания организма на текущий момент (неважно временные они или уже хронические). Дело в том, что какие бы ни были болезни, но любые из них всегда в большей или меньшей степени ограничивают функциональность человека, что в свою очередь оказывает прямое влияние на душевный строй, внося в него разлад. Т.к. в разнообразных болезнях, особенно в периоды их обострений, у человека могут появиться: повышенная раздражительность, требовательность, обидчивость, претензии, печаль, малодушие, жаление себя, переходящее, порой, в уныние.
Поэтому главная задача или цель болящих христиан - благодушное принятие своих болезней. Это и должно составить лейтмотив постового труда болящих. Для этого в помощь им и предлагается таинство Елеосвящения (или Соборование). Как для исцеления болезней или ослабления их тяжести и остроты (в меру, в какую для каждого из нас спасительно), так и для внутренней душевной крепости их несения. Чтобы в болезнях мы сосредотачивались не на своих недомоганиях, а, как и на самом таинстве елеосвящения, искали и открывали своим покаянным обращением ко Господу благодатного Его соприсутсвия в наших немощях. Ибо Он в скорби - с нами. (Пс.90:15) И смогли бы на реальное общение со Спасителем опереться.
Xenia DoroTh,
Как оно совмещается с исповедью и Причастием?
Какой смысл принимать эти три таинства в один день? Исповедоваться и причащаться человек может регулярно, каждый - в своем ритме - мы ежедневно званы на Вечерю Господню. А как реагировать на объявления о соборовании?
Церковное таинства самодостаточны. Поэтому и таинство елеосвящения не нуждается в восполнении каким-то другим. Человек может участвовать в одном или нескольких таинствах в один день, в зависимости от смысла разных таинств и целей самого человека.
В этом смысле логично, например, после соборования прийти на таинство исповеди и потом причаститься. Т.к. соборование может как раз и настроить на покаяние. Ибо и канон таинства, и особенно такие откровенные и доверчивые, покаянные молитвы после чтений Св. Писания призваны тронуть душу, разбудить совесть и побудить человека всецело предаться и довериться милости Божией. Отсюда и возможное воспоминание забытых и осознание ещё доселе не выявленных в себе грехов, участвуя в этом таинстве. В данном случае, служба становится побудителем покаяния Богу и живым опытом такой обращённостью к Спасителю.
Поэтому желание исповедоваться и причаститься может возникнуть у человека совершенно естественно как продолжение покаянного настроя. В этом смысле уместно вспомнить слова псалтири: "Готово сердце мое Боже, готово...". (Пс.56:7) А далее, так же естественно может возникнуть и желание соборно соединиться со Христом в Евхаристии и в Нём со всеми причастниками.
Но повторю, так логично и вполне может быть, а может и не быть, или участие в таинствах может быть не в таком порядке. Так же человек может участвовать целенаправлено именно в таинстве елеосвящения, не связывая его ни с одним другим. Здесь нет уставных требований.
Xenia DoroTh,
Как приготовиться к участию в этом таинстве? Можно ли где-то заранее прочитать текст службы?
Особой уставной подготовки к этому таинству не предписано. А подходить к любому таинству по опыту святых подвижников благочестия нам предлагается со страхом Божиим, т.е. благоговейно с духом сокрушенным - сознанием своего недостоинства, взыскуя Господа как Спасителя.
Полный текст службы можно прочитать, например, здесь: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb12.shtml
Хотя есть много церковных сайтов, публикующих богослужебные тексты.

Ответить