Зачем мне пост?
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
Что дает мне пост, если на исповеди я исповедуюсь в одних и тех же грехах?
Великий пост
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 06 июл 2020, 13:38
Re: Великий пост
Буду отвечать последовательно по вопросам. (Все сноски в конце всего текста).
Любые уставные предписания Церкви (как и, вообще, всё в Церкви) должны обязательно связываться с Богом и человеком как "ближним". Без этого любое делание в христианстве лишается смысла. Относительно этого положения видоизменю вопрос: как пост эту связь может осуществить и что в этой связи открыть?
Пост имеет цель и средство её достижения. Логичнее начинать с цели, но т.к. характерная ошибка постящихся смотреть на средство как на цель, поговорим прежде о средстве поста. Это средство - воздержание. Определим конкретнее: христианам предлагается воздерживаться от всего, что мешает служить Богу и ближнему. Следовательно, сразу необходимо подумать: что меня разделяет с Господом и людьми. Для осознания такой разделённости Иисус Христос Сам дал нам ключ, сказав: кто что-то сделал или не сделал братьям Моим меньшим, тот сделал или не сделал Мне (перефраз Мф.25:40,45). Под Своими меньшими братьями по тексту евангелия Господь имеет в виду любого из нас. Следовательно, что нас разделяет с каким-либо человеком, то и разделяет со Христом. Значит, надо прежде всего понять, какие наши взаимоотношения друг с другом: в семье, с родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами и, вообще, любыми людьми, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
В то же время, мы стали христианами, чтобы осуществить (каждому в свою меру) Христову, евангельскую жизнь, построенную на Его заповедях (Мф.5:19, Ин. 14:15,21, 15:10). Это второй ключ. Следовательно, нам предлагается поставить себя под конкретные Христовы заповеди, применив их к себе практически. В какую меру человек их не исполняет, в такую - он и разделён с Богом. А так как все Господни заповеди говорят о взаимоотношениях с людьми как с ближними, то и в обратном направлентии относительно разделённости друг с другом: что нас разделяет с Богом, с неизбежностью будет разделять с людьми.
Итак, нам, христианам, постом предлагается преодолевать эту разделённость, воздерживаясь от того, что внутри человека (по эгоистическим и эгоцентрическим чувствам, желаниям, навыкам) отвлекает и отчуждает его от Бога и друг от друга.
И начинать предлагается с самого простого: пищи и питья. То и другое поддерживает наш организм в рабочем состоянии, есть основа его функциональности и необходимо человеку изо дня в день. В то же время, пища нужна человеку именно для поддержания сил, однако в реальной жизни эта мера нами часто превышается и еде отдаются силы, нервы (переживания), размышления, время, гораздо превосходящие для необходимого поддержания телесной нормы.
И вот, постом мы пробуем отложить всё лишнее, воздерживаясь в пище, развлечениях, плотских, вредных и пустых привычках, устремлениях, занятиях, чтобы освободить силы и время на евангельское служение Богу и людям, а также стараемся внимательно следить за собой и воздерживаться от ссор, споров, претензий, укоризн, хитростей, лукавства и т.п. Что же получается, когда мы рачительно пытаемся всё это исполнить?..
Именно в этой точке сталкиваемся прежде всего с тем, что вместо искомого служения (отложив всё, к чему мы привыкли, внутренне живя собою) реальные наши мысли и желания не о Боге и людях, а обо всём том, от чего мы, сделав над собой усилие, казалось бы, сейчас отказались. И эти желания для нас естественны, а других, кроме таких естественных, у нас нет. И вместо отдачи себя другим, мы переживаем (или открываем) привычную замкнутость на себе.
Вот здесь-то человек и узнаёт (и умом, и сердцем) себя по правде, каков он есть на самом деле. Причём, чем рачительнее человек постится, тем острее и ярче это его осознание и переживание. Об этом же говорит и преп. Симеон Новый богослов: "Тщательное исполнение Христовых заповедей научает человека его немощи".
Теперь - о цели поста.
Если средство поста воздержание, то цель поста покаяние. Только посредством воздержания человек может узнать свою зависимость от того, от чего воздержался. И то, что нам в своей мечтательности часто кажется пустяком, легко преодолимой мелочью, оказывается на проверку неподъёмными гирями на ногах, с которыми невозможно и шагу ступить. Повторю, в этом делании открываются человеческие естественные неевангельские чувства и желания, а ведь сердцу не прикажешь! Откуда взять другие?!
Вот тогда, с одной стороны, человек опытно (экспериментально, так сказать) узнаёт, какое внутри него "царство" и о чём оно*/. С другой - в результате он может осознать как очевидность, что для Божьего Царства он мёртвый. Тогда появляется понимание, почему имя Господа Бога - Спаситель и что без Него мы не можем делать ничего (Ин.15:5). "Ничего" не в смысле мирских дел (здесь мы что угодно можем делать), а относительно евангельской жизни. Пытаясь исполнить именно её(!), мы нуждаемся во Христе как Спасителе.**/
Это осознание как результат реальной христианской практики, а не теоретического самоанализа, даёт возможность обращения к Иисусу Христу с покаянием-взысканием Его Спасителем, приглашая Его войти Духом Святым в обезбоженную грехами душу и устроить в ней Его Царство. Поэтому главные слова на таинстве исповеди и в келейном покаянии: Господи, прости меня! Перечисления же грехов являются лишь просьбой войти и преобразить те стороны души, где она привычно живёт без Бога и хочет своего, выбирая, вместо Него (Его воли, открытой в заповедях) грех.
Тогда человеку захочется личного воскресения, и не когда-то по смерти, а воскресения как новой внутренней жизни со Спасителем, в сокрушённом духе, постепенно исполняясь Божией жизнью в реальном времени повседневности.
По меткому слову прот. Алексия Потокина (когда-то Великим постом, ещё в середине 90-х гг. оно было опубликовано на страницах "Семейной православной газеты"): чтобы воскреснуть, надо прежде пережить себя мёртвым (добавим, мёртвым для Царства). Именно поэтому Церковь с таким благоговением***/ празднует Страстную субботу, где Спаситель сходит во ад, разрушает его и выводит оттуда всех, кто этого захотел. А кто постился, приглашаются Церковью на эту службу****/ быть уже опытными свидетелями и участниками этого события. Опытно сознавшими и в покаянии постом пережившими обезбоженность и ад своей души, поэтому смотрящими духовным зрением с надеждой на исход из ада грешников, ожидая и приглашая войти Господа так же и в ад их душ, и соединившись со Христом, воскреснуть - обрести Царство как внутреннюю жизнь вместе с Ним (что и значит - благодатную). Только тогда для человека смысл праздника будет не только в том, что Богочеловек после смерти на Кресте вернулся к жизни, но и в том, что Своим воскресением Он "и сущим во гробах (нам, для которых гробом является своя же душа без Него) живот даровав", возвращая человека к Себе, давая обрести Себя, соединяя с Собою!
С одной стороны, накануне поста на литургии звучат слова апостола Павла, адресованные коринфянам: "Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8-9:2). И есть его же слова о том, что главенствующими в Церкви являются взаимоотношения: "весь закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал.5:14-15).
С другой стороны, подчеркну, о чём уже говорилось, но, может быть, не так конкретно: инструментальная сторона поста - воздержание, а не продукты питания сами по себе. Постом мы воздерживаемся от очень многого, и "брашно с питием" равно, как и всё другое, входят в общее человеческое усилие. В тоже время, не хотелось бы и как-то умалять значение "внешнего" поста. И дело здесь опять не в питании как таковом. Когда мы позволяем себе т.н. скоромные продукты, просто соблазняясь ими, то это по факту всегда результат внутренней расслабленности и свидетельство общего внутреннего состояния. Если человек не сумел взыскать в себе волю в более простом - внешнем воздержании, ясно же, что внутренние эмоциональные движения души ему будет сдерживать гораздо сложнее, т.к. они переживаются не в пример острее. Следовательно, как правило, чем больше уступаем и позволяем себе в чём-то простом, ещё больше распускать себя будем в том, что потребует от нас большего напряжения, т.к. это всё свидетельство целокупного внутреннего состояния.
Нельзя здесь не упомянуть и ещё об очень важном обстоятельстве. Пост всегда в меру здоровья. Болезни времена не выбирают. Поэтому, если те же скоромные продукты необходимы христианам по медицинским показаниям как лекарства, что ж, так и нужно принимать их смиренно в качестве таковых. И нелепо в этом приносить покаяние, мы каемся в грехах как волевом выборе, а не в обстоятельствах и болезнях, которых мы не выбираем и принципиально выбирать не можем. Но в таком случае постом у человека становится смиренное, без ропота и печали несение болезни. Если же болезнь выявит в человеке раздражительность, нетерпеливость, требовательность к окружающим, печаль, уныние и т.п., то это и будет тем самым нарушением поста и должно стать предметом покаяния.
В вопросе есть существенное по смыслу дополнение об "одних и тех же грехах".
В этом вопросе то же смещение смысла, как и с "внешним постом". В христианстве важны не грехи, а покаяние в них. Причём, не раскаяние (пусть оно и предваряет покаяние), а именно покаяние. Раскаяние происходит внутри самого человека и ограничено им же. А покаяние обращено всегда к кому-то: либо к Богу, либо к человеку. Раскаялся и Иуда, и удавился...******/
Разговор об "одних и тех же грехах" вполне безбожен. Он предполагает лишь собственно человека с его грехами, как будто последние пришли к нам как гости, и как пришли, так могут и уйти. Нет, грехи - это свидетельство нашей души о самой себе.
Без Бога, вообще, разговор о грехах и каких-либо добродетелях бессмысленен, ибо без Него человек имеет лишь первые при полной относительности и изменчивости последних. Поэтому грехи никогда не важны сами по себе. Они - лишь свидетельство того, в чём, где, когда человек жил/живёт без Бога, а без Него он всегда таков, каковы его грехи.
Для того, чтобы понять, для чего мы каемся, вспомним первые слова Христовы, с которыми Он вышел на общественное служение: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
Мы мысленно часто ставим точку после глагола "покайтесь". Отсюда и наше ограничение рассуждений о грехах и себе. Бог же тогда выступает некой безличной Силой, долженствующей за то, что мы назвали грехи на исповеди, их простить, чтобы мы исправились, изменились и очистились или как вариант: Самому за это нас очистить, исправить и изменить, вложив в нас вместо грехов добродетели как новые свойства души. Но правда в том, что добродетелей как свойств души у человека самого по себе нет и быть не может. Они есть только у Бога, т.к. они - Его суть. Нам можно быть им только причастными, если мы ищем, призываем, взыскуем покаянием Его Самого и открываемся Ему.
В истории человечества Иисус Христос был первым Человеком, Который был исполнен Божией жизнью - Царством Небесным. И первыми своими словами, обращёнными к людям, Он предлагает открыться (покайтесь), чтобы сообщить нам Своё Царство (т.к. насильно Он не войдёт в человека - добро не насилует). В этом и смысл того, что Царство "приблизилось" - ему отныне можно быть причастным. Поэтому позже Он прямо скажет: "Царство Божие внутри вас" (Лк.17:21). Там его место - "в сокровенном сердце человека" (1Пет.3:4).
Самому Богу в таинстве исповеди мы и каемся, Его самого призваны покаянием взыскать. Сокрушённо называя свои грехи, мы как бы приглашаем Его в эти обезбоженные места души войти, чтобы зажить Им. Как Он Сам говорит людям на следующий день после насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа: "И будут жить Мною" (Ин.6:57). В этом - осуществление единства и смысл Церковных таинств. Следовательно, в этом же и смыл покаяния. А не в анализе разности или тождественности моих текущих грехов.
И вот только как результат постепенного единения с Богом будут и разнообразные изменения, очищения, исправления от "тех же" (как сформулировано в вопросе) грехов. Это свидетельство осуществившегося присутствия Его в нас*******/. Но выражено всё это будет для человека не в радости о своих неких новых добродетелях, этого нам точно не нужно, т.к. ничего, кроме гордости и банального тщеславия принести не может. А выразится в пробудившейся совести и желании братских отношений во Христе.
_____________________________
*/ Тогда для нас очень откровенно начинает звучать в "молитве Господней" прошение: "...да приидет Царствие Твое".
**/ Это не значит, что человек принципиально не может исполнить ничего евангельского. Может, но внешне - как поступок, опираясь на свои убеждения, рассуждение, волю и совесть. Повторю, противоположно евангельскому духу будет то, что нам не подвластно, что самостоятельно мы не можем изменить - желания и чувства.
***/ Достаточно вспомнить слова литургического текста праздника: "Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да не помышляет"! - стихира Великой Субботы.
****/ Приглашаются, конечно же, все: и постящиеся и не постящиеся. Но чем тщательнее человек постом подвизается, тем острее будет сознание и переживание омертвелости в отношении евангельской жизни. А значит, для законов Небесного Царства. В этом главный опыт, заставляющий жаждать личного воскресения!
*****/ Т.е. вспоминая и анализируя свои слова, поступки и, пусть даже, мысли и негативно оценить их на уровне человеческой морали и этики.
******/ Сделал это, не поверив Христовой милости. Хотя, что Господу простить предательство? То же, что и любой грех.
*******/ Или как состоявшихся уже личных взаимоотношений с Богом.
Сейчас мы находимся накануне Великого поста, поэтому вопрос предельно актуален. Попробуем поговорить о посте в целом и цели Великого поста в частности.Андрей,
Зачем мне пост?
Любые уставные предписания Церкви (как и, вообще, всё в Церкви) должны обязательно связываться с Богом и человеком как "ближним". Без этого любое делание в христианстве лишается смысла. Относительно этого положения видоизменю вопрос: как пост эту связь может осуществить и что в этой связи открыть?
Пост имеет цель и средство её достижения. Логичнее начинать с цели, но т.к. характерная ошибка постящихся смотреть на средство как на цель, поговорим прежде о средстве поста. Это средство - воздержание. Определим конкретнее: христианам предлагается воздерживаться от всего, что мешает служить Богу и ближнему. Следовательно, сразу необходимо подумать: что меня разделяет с Господом и людьми. Для осознания такой разделённости Иисус Христос Сам дал нам ключ, сказав: кто что-то сделал или не сделал братьям Моим меньшим, тот сделал или не сделал Мне (перефраз Мф.25:40,45). Под Своими меньшими братьями по тексту евангелия Господь имеет в виду любого из нас. Следовательно, что нас разделяет с каким-либо человеком, то и разделяет со Христом. Значит, надо прежде всего понять, какие наши взаимоотношения друг с другом: в семье, с родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами и, вообще, любыми людьми, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
В то же время, мы стали христианами, чтобы осуществить (каждому в свою меру) Христову, евангельскую жизнь, построенную на Его заповедях (Мф.5:19, Ин. 14:15,21, 15:10). Это второй ключ. Следовательно, нам предлагается поставить себя под конкретные Христовы заповеди, применив их к себе практически. В какую меру человек их не исполняет, в такую - он и разделён с Богом. А так как все Господни заповеди говорят о взаимоотношениях с людьми как с ближними, то и в обратном направлентии относительно разделённости друг с другом: что нас разделяет с Богом, с неизбежностью будет разделять с людьми.
Итак, нам, христианам, постом предлагается преодолевать эту разделённость, воздерживаясь от того, что внутри человека (по эгоистическим и эгоцентрическим чувствам, желаниям, навыкам) отвлекает и отчуждает его от Бога и друг от друга.
И начинать предлагается с самого простого: пищи и питья. То и другое поддерживает наш организм в рабочем состоянии, есть основа его функциональности и необходимо человеку изо дня в день. В то же время, пища нужна человеку именно для поддержания сил, однако в реальной жизни эта мера нами часто превышается и еде отдаются силы, нервы (переживания), размышления, время, гораздо превосходящие для необходимого поддержания телесной нормы.
И вот, постом мы пробуем отложить всё лишнее, воздерживаясь в пище, развлечениях, плотских, вредных и пустых привычках, устремлениях, занятиях, чтобы освободить силы и время на евангельское служение Богу и людям, а также стараемся внимательно следить за собой и воздерживаться от ссор, споров, претензий, укоризн, хитростей, лукавства и т.п. Что же получается, когда мы рачительно пытаемся всё это исполнить?..
Именно в этой точке сталкиваемся прежде всего с тем, что вместо искомого служения (отложив всё, к чему мы привыкли, внутренне живя собою) реальные наши мысли и желания не о Боге и людях, а обо всём том, от чего мы, сделав над собой усилие, казалось бы, сейчас отказались. И эти желания для нас естественны, а других, кроме таких естественных, у нас нет. И вместо отдачи себя другим, мы переживаем (или открываем) привычную замкнутость на себе.
Вот здесь-то человек и узнаёт (и умом, и сердцем) себя по правде, каков он есть на самом деле. Причём, чем рачительнее человек постится, тем острее и ярче это его осознание и переживание. Об этом же говорит и преп. Симеон Новый богослов: "Тщательное исполнение Христовых заповедей научает человека его немощи".
Теперь - о цели поста.
Если средство поста воздержание, то цель поста покаяние. Только посредством воздержания человек может узнать свою зависимость от того, от чего воздержался. И то, что нам в своей мечтательности часто кажется пустяком, легко преодолимой мелочью, оказывается на проверку неподъёмными гирями на ногах, с которыми невозможно и шагу ступить. Повторю, в этом делании открываются человеческие естественные неевангельские чувства и желания, а ведь сердцу не прикажешь! Откуда взять другие?!
Вот тогда, с одной стороны, человек опытно (экспериментально, так сказать) узнаёт, какое внутри него "царство" и о чём оно*/. С другой - в результате он может осознать как очевидность, что для Божьего Царства он мёртвый. Тогда появляется понимание, почему имя Господа Бога - Спаситель и что без Него мы не можем делать ничего (Ин.15:5). "Ничего" не в смысле мирских дел (здесь мы что угодно можем делать), а относительно евангельской жизни. Пытаясь исполнить именно её(!), мы нуждаемся во Христе как Спасителе.**/
Это осознание как результат реальной христианской практики, а не теоретического самоанализа, даёт возможность обращения к Иисусу Христу с покаянием-взысканием Его Спасителем, приглашая Его войти Духом Святым в обезбоженную грехами душу и устроить в ней Его Царство. Поэтому главные слова на таинстве исповеди и в келейном покаянии: Господи, прости меня! Перечисления же грехов являются лишь просьбой войти и преобразить те стороны души, где она привычно живёт без Бога и хочет своего, выбирая, вместо Него (Его воли, открытой в заповедях) грех.
Тогда человеку захочется личного воскресения, и не когда-то по смерти, а воскресения как новой внутренней жизни со Спасителем, в сокрушённом духе, постепенно исполняясь Божией жизнью в реальном времени повседневности.
По меткому слову прот. Алексия Потокина (когда-то Великим постом, ещё в середине 90-х гг. оно было опубликовано на страницах "Семейной православной газеты"): чтобы воскреснуть, надо прежде пережить себя мёртвым (добавим, мёртвым для Царства). Именно поэтому Церковь с таким благоговением***/ празднует Страстную субботу, где Спаситель сходит во ад, разрушает его и выводит оттуда всех, кто этого захотел. А кто постился, приглашаются Церковью на эту службу****/ быть уже опытными свидетелями и участниками этого события. Опытно сознавшими и в покаянии постом пережившими обезбоженность и ад своей души, поэтому смотрящими духовным зрением с надеждой на исход из ада грешников, ожидая и приглашая войти Господа так же и в ад их душ, и соединившись со Христом, воскреснуть - обрести Царство как внутреннюю жизнь вместе с Ним (что и значит - благодатную). Только тогда для человека смысл праздника будет не только в том, что Богочеловек после смерти на Кресте вернулся к жизни, но и в том, что Своим воскресением Он "и сущим во гробах (нам, для которых гробом является своя же душа без Него) живот даровав", возвращая человека к Себе, давая обрести Себя, соединяя с Собою!
Уточню, в данном случае имеется в виду внешний пост, касающийся продуктов питания, так ведь?Андрей,
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
С одной стороны, накануне поста на литургии звучат слова апостола Павла, адресованные коринфянам: "Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8-9:2). И есть его же слова о том, что главенствующими в Церкви являются взаимоотношения: "весь закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал.5:14-15).
С другой стороны, подчеркну, о чём уже говорилось, но, может быть, не так конкретно: инструментальная сторона поста - воздержание, а не продукты питания сами по себе. Постом мы воздерживаемся от очень многого, и "брашно с питием" равно, как и всё другое, входят в общее человеческое усилие. В тоже время, не хотелось бы и как-то умалять значение "внешнего" поста. И дело здесь опять не в питании как таковом. Когда мы позволяем себе т.н. скоромные продукты, просто соблазняясь ими, то это по факту всегда результат внутренней расслабленности и свидетельство общего внутреннего состояния. Если человек не сумел взыскать в себе волю в более простом - внешнем воздержании, ясно же, что внутренние эмоциональные движения души ему будет сдерживать гораздо сложнее, т.к. они переживаются не в пример острее. Следовательно, как правило, чем больше уступаем и позволяем себе в чём-то простом, ещё больше распускать себя будем в том, что потребует от нас большего напряжения, т.к. это всё свидетельство целокупного внутреннего состояния.
Нельзя здесь не упомянуть и ещё об очень важном обстоятельстве. Пост всегда в меру здоровья. Болезни времена не выбирают. Поэтому, если те же скоромные продукты необходимы христианам по медицинским показаниям как лекарства, что ж, так и нужно принимать их смиренно в качестве таковых. И нелепо в этом приносить покаяние, мы каемся в грехах как волевом выборе, а не в обстоятельствах и болезнях, которых мы не выбираем и принципиально выбирать не можем. Но в таком случае постом у человека становится смиренное, без ропота и печали несение болезни. Если же болезнь выявит в человеке раздражительность, нетерпеливость, требовательность к окружающим, печаль, уныние и т.п., то это и будет тем самым нарушением поста и должно стать предметом покаяния.
Отчасти ответ на этот вопрос уже дан в начале. Немного дополню. Для того, чтобы не теоретически и даже не практически-аналитически*****/ знать свои грехи. А практически-поступочно пытаясь жить евангельски праведно, реально пережить внутренне своё несоответствие, а порой и противоположность, евангельским взаимоотношениям. И пережить тем острее, чем тщательней, с напряжением воли, человек пытается эту праведную жизнь осуществить. В этом деле, как уже говорилось, человек и сталкивается с очевидным противоречием между своими поступками по вере и противоположными им - своими природными чувствами по естеству. Тогда и рождается не рассудочная исповедь, а покаяние, стремящееся освободиться от крайнего обличения и приговора собственной совести. Таким покаянием человек надеется, ожидает, взыскивает Самого Бога, приглашая Его войти в дом своей души, грехами от Него закрытой.Андрей,
Что дает мне пост, если на исповеди я исповедуюсь в одних и тех же грехах?
В вопросе есть существенное по смыслу дополнение об "одних и тех же грехах".
В этом вопросе то же смещение смысла, как и с "внешним постом". В христианстве важны не грехи, а покаяние в них. Причём, не раскаяние (пусть оно и предваряет покаяние), а именно покаяние. Раскаяние происходит внутри самого человека и ограничено им же. А покаяние обращено всегда к кому-то: либо к Богу, либо к человеку. Раскаялся и Иуда, и удавился...******/
Разговор об "одних и тех же грехах" вполне безбожен. Он предполагает лишь собственно человека с его грехами, как будто последние пришли к нам как гости, и как пришли, так могут и уйти. Нет, грехи - это свидетельство нашей души о самой себе.
Без Бога, вообще, разговор о грехах и каких-либо добродетелях бессмысленен, ибо без Него человек имеет лишь первые при полной относительности и изменчивости последних. Поэтому грехи никогда не важны сами по себе. Они - лишь свидетельство того, в чём, где, когда человек жил/живёт без Бога, а без Него он всегда таков, каковы его грехи.
Для того, чтобы понять, для чего мы каемся, вспомним первые слова Христовы, с которыми Он вышел на общественное служение: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
Мы мысленно часто ставим точку после глагола "покайтесь". Отсюда и наше ограничение рассуждений о грехах и себе. Бог же тогда выступает некой безличной Силой, долженствующей за то, что мы назвали грехи на исповеди, их простить, чтобы мы исправились, изменились и очистились или как вариант: Самому за это нас очистить, исправить и изменить, вложив в нас вместо грехов добродетели как новые свойства души. Но правда в том, что добродетелей как свойств души у человека самого по себе нет и быть не может. Они есть только у Бога, т.к. они - Его суть. Нам можно быть им только причастными, если мы ищем, призываем, взыскуем покаянием Его Самого и открываемся Ему.
В истории человечества Иисус Христос был первым Человеком, Который был исполнен Божией жизнью - Царством Небесным. И первыми своими словами, обращёнными к людям, Он предлагает открыться (покайтесь), чтобы сообщить нам Своё Царство (т.к. насильно Он не войдёт в человека - добро не насилует). В этом и смысл того, что Царство "приблизилось" - ему отныне можно быть причастным. Поэтому позже Он прямо скажет: "Царство Божие внутри вас" (Лк.17:21). Там его место - "в сокровенном сердце человека" (1Пет.3:4).
Самому Богу в таинстве исповеди мы и каемся, Его самого призваны покаянием взыскать. Сокрушённо называя свои грехи, мы как бы приглашаем Его в эти обезбоженные места души войти, чтобы зажить Им. Как Он Сам говорит людям на следующий день после насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа: "И будут жить Мною" (Ин.6:57). В этом - осуществление единства и смысл Церковных таинств. Следовательно, в этом же и смыл покаяния. А не в анализе разности или тождественности моих текущих грехов.
И вот только как результат постепенного единения с Богом будут и разнообразные изменения, очищения, исправления от "тех же" (как сформулировано в вопросе) грехов. Это свидетельство осуществившегося присутствия Его в нас*******/. Но выражено всё это будет для человека не в радости о своих неких новых добродетелях, этого нам точно не нужно, т.к. ничего, кроме гордости и банального тщеславия принести не может. А выразится в пробудившейся совести и желании братских отношений во Христе.
_____________________________
*/ Тогда для нас очень откровенно начинает звучать в "молитве Господней" прошение: "...да приидет Царствие Твое".
**/ Это не значит, что человек принципиально не может исполнить ничего евангельского. Может, но внешне - как поступок, опираясь на свои убеждения, рассуждение, волю и совесть. Повторю, противоположно евангельскому духу будет то, что нам не подвластно, что самостоятельно мы не можем изменить - желания и чувства.
***/ Достаточно вспомнить слова литургического текста праздника: "Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да не помышляет"! - стихира Великой Субботы.
****/ Приглашаются, конечно же, все: и постящиеся и не постящиеся. Но чем тщательнее человек постом подвизается, тем острее будет сознание и переживание омертвелости в отношении евангельской жизни. А значит, для законов Небесного Царства. В этом главный опыт, заставляющий жаждать личного воскресения!
*****/ Т.е. вспоминая и анализируя свои слова, поступки и, пусть даже, мысли и негативно оценить их на уровне человеческой морали и этики.
******/ Сделал это, не поверив Христовой милости. Хотя, что Господу простить предательство? То же, что и любой грех.
*******/ Или как состоявшихся уже личных взаимоотношений с Богом.
Re: Великий пост
Vipusk
Прекрасная книга о Великом посте - автор протеирей Александр Шмеман "Великий пост."
Содержание:
Воскресенья Великого поста.
Великопостные богослужения.
Литургия преждеосвещенных даров.
Постное странствие.
Великий пост в нашей жизни.
Andrey
прот. Александр писал:
Буду отвечать последовательно по вопросам. (Все сноски в конце всего текста).
……………...
Цитата: Андрей,
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
Уточню, в данном случае имеется в виду внешний пост, касающийся продуктов питания, так ведь?
..................
Вопрос не только о питании, но и длительности постов.
Зачем такие сложные и длинные посты - в общей сложности больше полугода за год?
Кто и зачем установил такие сроки постов?
Зачем нам (мне) такие бремена тяжелые и неудобоносимые?
Нигде нет таких длинных и трудных постов, кроме как в нашей православной Церкви.
Xenia DoroTh
Andrey писал:
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
А разве Церковь занимается предписанием суточной раскладки продуктов, одинаковой для всех монахов, как в детском саду или в больнице? Сколько людей - столько обменов веществ, и то, что одному - объядение, другому - воздержание, расписать это подробно невозможно!! Церковь оставляет это нашей совести, ревности по Богу и благоразумию, обозначая "траекторию" - для подражания, а не ПДД - "нарушил - получи квитанцию". Эту траекторию мы и видим в строчке церковного календаря - "Монастырский устав: сухоядение: хлеб, овощи, фрукты", или в минее "на трапезе - утешение братии", или др.
А о посте монашеском - в иных житиях читаем "единожды в седмицу вкушал хлеба". Что НАС заставляет браться за аскезу не по разуму и "прыгать с кровли храма"? тщеславие? представление рабское о Боге как злом господине-счетоводе? суеверие в шкуре благочестия? или свойственное новоночалию отсутствие опыта? Как находить фарватер между берегом расслабленности и саможаления и берегом прЕлестной аскетичности?
И в поклонах, и в мере сна, и в пище - наше тело подчинено законам природы, тем же самым, которым подчинены тела, например, спортсменов. И вот, прочитав в газете о рекорде штангиста, мы схватились за штангу и лежим в больнице/ ненавидим штангиста, прессу и спортивные магазины/ лёжа на диване представляем себя золотыми медалистами и набираем вес. А кто нас неволил игнорировать постепенность и оценку своего реального исходного состояния?!?!? Пост - учитель нашей души, его учебник - православные великопостные службы. Его мало пробежать глазами - нужно "отработать навыки" - если действительно хотим чему-то научиться. Господи, помоги нам!
Andrey:
А разве Церковь занимается предписанием суточной раскладки продуктов, одинаковой для всех монахов, как в детском саду или в больнице?
А разве нет? В церковном календаре - какой сегодня день для поста, что вкушать,..
Для всех написано. И для всех - установлено (как-то негласно, непонятно кем) - сколько дней пост, насколько он строгий...
Если я не буду соблюдать вот эти правила и жить по своему посту, значит ли это, что мне надо каяться в "грехах"?
И в поклонах, и в мере сна, и в пище - наше тело подчинено законам природы, тем же самым, которым подчинены тела, например, спортсменов.
А зачем мне "поднимать штангу"? У меня своя мера.
Но для всех одинаково строго установлено - длительность поста, длительность церковной службы, количество поклонов и т.д.
Пост - учитель нашей души, его учебник - православные великопостные службы. Его мало пробежать глазами - нужно "отработать навыки" - если действительно хотим чему-то научиться.
Какие навыки нужно отработать?
И разве только во время постов надо отрабатывать навыки, а в остальное время (когда не постимся) не надо? То есть, молиться, вести себя сдержанно, ходить на службу, когда пост заканчивается - не нужно?
Я начинал тему с того - зачем мне поститься, что дает мне пост, как мне измениться, чтобы не было исповедывания в одних и тех же грехах?
Xenia DoroTh
«Вкушение или невкушение пищи не удаляет от Бога и не приближает к Нему, – таков принцип Церкви. Пост – это общая норма, которая обращена ко всем, но каждый человек должен найти свою меру воздержания, – так говорили святые отцы," - слова из недавнего интервью о. Георгия Бреева, настоятеля, восстановившего наш храм ("Наша ревность должна быть растворена во Христе». Протоиерей Георгий Бреев https://pravoslavie.ru/119775.html )
Последний раз редактировалось Xenia DoroTh Ср апр 03, 2019 4:35 am, всего редактировалось 1 раз.
В церковном календаре - какой сегодня день для поста, что вкушать,..
Для всех написано. И для всех - установлено (как-то негласно, непонятно кем) - сколько дней пост, насколько он строгий...
Календарей сейчас печатается великое множество - от календаря Московской патриархии, где данному вопросу посвящено всего полстраницы ("ДЛЯ ВСЕХ написано" только это!!!!!!), до календаря православной хозяйки с рецептами трёх блюд на каждый день. Большинство календарей - литература коммерческая и развлекательная!!! Чем более коммерческое издание, чем дальше оно от Церкви, тем больше внимания кухне. Наверное, действительно, всегда стоит проверять, кем и с какой целью подготовлено издание, прежде чем впускать его в свою жизнь. Проверяла - на сайте Патриархии в календаре пищевые указания отсутствуют, имеются только богослужебные!!! Большинство сайтов храмов пользуются веб-календарем сайта православие.ру, разработанным Сретенский монастырем. Там, действительно, каждый прихожанин видит строчку типа: "Монастырский устав - сухоядение: хлеб, овощи, фрукты". Назначение этой строки и есть именно обозначение ТРАЕКТОРИИ!!!! - в какой день пост должен быть строже, в какой - слабее, в какой максимально возможно строгим для конкретного человека, в какой - отменяется совсем, в соответствии со смыслом данного дня. Для того и написано "монастырский устав", чтобы снизить его императивность для остальных и поставить каждого перед необходимостью свою индивидуальную меру определить лично!!! - см. цитату из о. Георгия Бреева о посте, как норме, обращённой ко всем, мера которой определяется индивидуально. Что касается истории поста вообще - об этом можно посмотреть обширную статью в Православной энциклопедии "Великий пост"
http://www.pravenc.ru/text/150109.html
"Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330 г.) свт. Афанасия Великого. Пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней..."
Andrey
Xenia DoroTh писал(а):
«Вкушение или невкушение пищи не удаляет от Бога и не приближает к Нему, – таков принцип Церкви.
Тогда зачем нам (мне) пост?
Попробуем так. В пост угонять мотоциклы нельзя, нехорошо. Кончился пост, а … мотоциклы опять же угонять нельзя, нехорошо.
Чтобы не угонять мотоциклы - зачем мне поститься? Я и так понимаю, что это нельзя делать и что это грех.
Пост – это общая норма, которая обращена ко всем, но каждый человек должен найти свою меру воздержания,...
Всё-таки общая норма для всех. То есть кто-то установил эту норму, в том числе и в нашей Церкви.
У Василия Великого читаю - (Не дословно) постишься целых пять дней,..
В древности греки, сирийцы пытались побыстрее уехать из нашей страны до начала постов, не выдерживали наших постов...
Вот и получается замкнутый круг. Пост не приближает и не удаляет, грехов меньше в пост "автоматически" не будет...
Вот отца Александра и спрашивал.
Зачем мне (нам) поститься, если исповедуюся в одних и тех же грехах, не могу поменяться, стать лучше. Не получается.
Xenia DoroTh
Похоже, нам стоит разграничить здесь на письме
пост в церковном понимании целокупности содержания его смысловых, волевых, молитвенных и телесных(!) усилий ради взыскания Христовой жизни,
и пост в бытовом внешнем понимании, как ограничение в пище, плюс поклоны, посещение богослужений и отсутствие грубых нарушений правил общежития.
Различим пост целокупный и пост бытовой, пищевой, внешний.
Вопрос «зачем нам (мне) пост?» - о котором посте?
Прекрасная книга о Великом посте - автор протеирей Александр Шмеман "Великий пост."
Содержание:
Воскресенья Великого поста.
Великопостные богослужения.
Литургия преждеосвещенных даров.
Постное странствие.
Великий пост в нашей жизни.
Andrey
прот. Александр писал:
Буду отвечать последовательно по вопросам. (Все сноски в конце всего текста).
……………...
Цитата: Андрей,
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
Уточню, в данном случае имеется в виду внешний пост, касающийся продуктов питания, так ведь?
..................
Вопрос не только о питании, но и длительности постов.
Зачем такие сложные и длинные посты - в общей сложности больше полугода за год?
Кто и зачем установил такие сроки постов?
Зачем нам (мне) такие бремена тяжелые и неудобоносимые?
Нигде нет таких длинных и трудных постов, кроме как в нашей православной Церкви.
Xenia DoroTh
Andrey писал:
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
А разве Церковь занимается предписанием суточной раскладки продуктов, одинаковой для всех монахов, как в детском саду или в больнице? Сколько людей - столько обменов веществ, и то, что одному - объядение, другому - воздержание, расписать это подробно невозможно!! Церковь оставляет это нашей совести, ревности по Богу и благоразумию, обозначая "траекторию" - для подражания, а не ПДД - "нарушил - получи квитанцию". Эту траекторию мы и видим в строчке церковного календаря - "Монастырский устав: сухоядение: хлеб, овощи, фрукты", или в минее "на трапезе - утешение братии", или др.
А о посте монашеском - в иных житиях читаем "единожды в седмицу вкушал хлеба". Что НАС заставляет браться за аскезу не по разуму и "прыгать с кровли храма"? тщеславие? представление рабское о Боге как злом господине-счетоводе? суеверие в шкуре благочестия? или свойственное новоночалию отсутствие опыта? Как находить фарватер между берегом расслабленности и саможаления и берегом прЕлестной аскетичности?
И в поклонах, и в мере сна, и в пище - наше тело подчинено законам природы, тем же самым, которым подчинены тела, например, спортсменов. И вот, прочитав в газете о рекорде штангиста, мы схватились за штангу и лежим в больнице/ ненавидим штангиста, прессу и спортивные магазины/ лёжа на диване представляем себя золотыми медалистами и набираем вес. А кто нас неволил игнорировать постепенность и оценку своего реального исходного состояния?!?!? Пост - учитель нашей души, его учебник - православные великопостные службы. Его мало пробежать глазами - нужно "отработать навыки" - если действительно хотим чему-то научиться. Господи, помоги нам!
Andrey:
А разве Церковь занимается предписанием суточной раскладки продуктов, одинаковой для всех монахов, как в детском саду или в больнице?
А разве нет? В церковном календаре - какой сегодня день для поста, что вкушать,..
Для всех написано. И для всех - установлено (как-то негласно, непонятно кем) - сколько дней пост, насколько он строгий...
Если я не буду соблюдать вот эти правила и жить по своему посту, значит ли это, что мне надо каяться в "грехах"?
И в поклонах, и в мере сна, и в пище - наше тело подчинено законам природы, тем же самым, которым подчинены тела, например, спортсменов.
А зачем мне "поднимать штангу"? У меня своя мера.
Но для всех одинаково строго установлено - длительность поста, длительность церковной службы, количество поклонов и т.д.
Пост - учитель нашей души, его учебник - православные великопостные службы. Его мало пробежать глазами - нужно "отработать навыки" - если действительно хотим чему-то научиться.
Какие навыки нужно отработать?
И разве только во время постов надо отрабатывать навыки, а в остальное время (когда не постимся) не надо? То есть, молиться, вести себя сдержанно, ходить на службу, когда пост заканчивается - не нужно?
Я начинал тему с того - зачем мне поститься, что дает мне пост, как мне измениться, чтобы не было исповедывания в одних и тех же грехах?
Xenia DoroTh
«Вкушение или невкушение пищи не удаляет от Бога и не приближает к Нему, – таков принцип Церкви. Пост – это общая норма, которая обращена ко всем, но каждый человек должен найти свою меру воздержания, – так говорили святые отцы," - слова из недавнего интервью о. Георгия Бреева, настоятеля, восстановившего наш храм ("Наша ревность должна быть растворена во Христе». Протоиерей Георгий Бреев https://pravoslavie.ru/119775.html )
Последний раз редактировалось Xenia DoroTh Ср апр 03, 2019 4:35 am, всего редактировалось 1 раз.
В церковном календаре - какой сегодня день для поста, что вкушать,..
Для всех написано. И для всех - установлено (как-то негласно, непонятно кем) - сколько дней пост, насколько он строгий...
Календарей сейчас печатается великое множество - от календаря Московской патриархии, где данному вопросу посвящено всего полстраницы ("ДЛЯ ВСЕХ написано" только это!!!!!!), до календаря православной хозяйки с рецептами трёх блюд на каждый день. Большинство календарей - литература коммерческая и развлекательная!!! Чем более коммерческое издание, чем дальше оно от Церкви, тем больше внимания кухне. Наверное, действительно, всегда стоит проверять, кем и с какой целью подготовлено издание, прежде чем впускать его в свою жизнь. Проверяла - на сайте Патриархии в календаре пищевые указания отсутствуют, имеются только богослужебные!!! Большинство сайтов храмов пользуются веб-календарем сайта православие.ру, разработанным Сретенский монастырем. Там, действительно, каждый прихожанин видит строчку типа: "Монастырский устав - сухоядение: хлеб, овощи, фрукты". Назначение этой строки и есть именно обозначение ТРАЕКТОРИИ!!!! - в какой день пост должен быть строже, в какой - слабее, в какой максимально возможно строгим для конкретного человека, в какой - отменяется совсем, в соответствии со смыслом данного дня. Для того и написано "монастырский устав", чтобы снизить его императивность для остальных и поставить каждого перед необходимостью свою индивидуальную меру определить лично!!! - см. цитату из о. Георгия Бреева о посте, как норме, обращённой ко всем, мера которой определяется индивидуально. Что касается истории поста вообще - об этом можно посмотреть обширную статью в Православной энциклопедии "Великий пост"
http://www.pravenc.ru/text/150109.html
"Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330 г.) свт. Афанасия Великого. Пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней..."
Andrey
Xenia DoroTh писал(а):
«Вкушение или невкушение пищи не удаляет от Бога и не приближает к Нему, – таков принцип Церкви.
Тогда зачем нам (мне) пост?
Попробуем так. В пост угонять мотоциклы нельзя, нехорошо. Кончился пост, а … мотоциклы опять же угонять нельзя, нехорошо.
Чтобы не угонять мотоциклы - зачем мне поститься? Я и так понимаю, что это нельзя делать и что это грех.
Пост – это общая норма, которая обращена ко всем, но каждый человек должен найти свою меру воздержания,...
Всё-таки общая норма для всех. То есть кто-то установил эту норму, в том числе и в нашей Церкви.
У Василия Великого читаю - (Не дословно) постишься целых пять дней,..
В древности греки, сирийцы пытались побыстрее уехать из нашей страны до начала постов, не выдерживали наших постов...
Вот и получается замкнутый круг. Пост не приближает и не удаляет, грехов меньше в пост "автоматически" не будет...
Вот отца Александра и спрашивал.
Зачем мне (нам) поститься, если исповедуюся в одних и тех же грехах, не могу поменяться, стать лучше. Не получается.
Xenia DoroTh
Похоже, нам стоит разграничить здесь на письме
пост в церковном понимании целокупности содержания его смысловых, волевых, молитвенных и телесных(!) усилий ради взыскания Христовой жизни,
и пост в бытовом внешнем понимании, как ограничение в пище, плюс поклоны, посещение богослужений и отсутствие грубых нарушений правил общежития.
Различим пост целокупный и пост бытовой, пищевой, внешний.
Вопрос «зачем нам (мне) пост?» - о котором посте?