Воинское служения и Божественные заповеди.

Обсуждение богословских вопросов.
Ответить
Stanislav Nikitin
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 июл 2020, 13:42

Воинское служения и Божественные заповеди.

Сообщение Stanislav Nikitin »

Здравствуйте о. Александр.
С наступившим Вас Великим постом!

Сегодня хочется спросить Ваше мнение на такой не простой вопрос как соотношение заповедям Божиим и воинской службой. Для меня сам вопрос носит только богословский характер, так как сам я не военнослужащий, но последнее время мне часто приходиться общаться с христианами протестантами, которые утверждают: что христианам служить в армии однозначно нельзя. Так как Господь Бог запретил убивать, заповедью “не Убий” еще в Ветхом Завете. Если обратиться к Новому завету, то можно получить много подтверждений того, что, убийство не может сопровождать христианина. Я не буду приводить много цитат, возьмем из нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.»(Мф 5:21-22). Таким образом есть четкий запрет на убийство и подтверждения этой заповеди словами Господа Иисуса Христа.

С другой стороны, есть в Евангелие места например: общении Иоанна Крестителя с воинами: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14), Иоанн не говорит войнам что нужно дезертировать, бросив оружие, но что нужно довольствоваться тем, что получают, никого не обижая. Второй пример с сотником, который приходил ко Иисусу Христу просить за своего слугу. «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.»(Мф 8:5-10). В этом отрывке Господь Иисус Христос, не осуждает сотника, не говорит ему: что ты хотел, ты ведь большой «грешник» всю жизнь убивал и посылал людей на смерть и убийство, что ты еще хочешь, а на оборот говорит что: «, и в Израиле не нашел Я такой веры.»(Мф 8:10). Третий пример Карнилий как о нем пишет писатель Деяний апостол Лука: «Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» (Деян 10:1-2). Корнилий один из первых язычников который был крещен и на которого сошел Дух Святой после сошествия Духа Святого на Апостолов в пятидесятницу.

Обдумывая все вышеприведенные цитаты из Священного писания, мне кажется, что человек, который пришел к христианству стремящийся полюбить Бога и ближнего, в конечном итоге отказывается от военной службе и сама мысль о убийстве чужда для христианина. Возможна такими различными примерами Господь показывает, возможные дороги и пути следование человека по жизни. Как руководство к действию: вот ты воин, служишь, стал христианином, продолжай служить и защищать родину, но помни что нельзя никого обижать, грабить и клеветать и будь доволен тем что получаешь. Через какое-то время как, Господь предлагает молится за всех, кого ты встречаешь, за слуг и врагов. И в конечном итоге как Корнилий, который был сотником в дальнейшем становится епископом и священномучеником полностью отказываясь от воинской службы, становясь воином Христовым.

Но как же поступать в случае опасности для родины и для близких, например войны? Есть примеры христиан, которые идут защищать родину, есть примеры из тех же протестантских христиан, которые бегают от военной службы, стараются не принимать присяги чтобы не носить оружия, так как даже ношения оружия символа убийства «большой грех».

Мне кажется, слова Господа о большей заповеди и отвечающий им что «первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:29–31) и слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13 требуют от христианина положить души свою на поле боя, то есть себя, за ближнего.

Отец Александр, очень хотелось бы узнать Ваше мнение по вопросу воинской службы, взаимоотношения с христианством, заповедями и возможностью нарушения заповеди «не Убий» в данном служении, так как статус военнослужащего предполагает применение спец средств против людей, не все служат на складе раздавая обмундирование, не причиняя вред другим своими руками, подавляющее большинство могут находиться на передовой с оружием в руках, лицом к лицу с противником. Все-таки в Новом завете в отличие от Ветхого завета, нигде не говорится что заповедь «не Убий» можно нарушать в таких, таких и таких случаях.

С Уважением,
Станислав Никитин.

прот. Александр
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 06 июл 2020, 13:38

Re: Воинское служения и Божественные заповеди.

Сообщение прот. Александр »

Вопрос о воинской службе в христианстве никогда не стоял как проблема. Из истории Церкви, скажем, в ранний Византийский период, известны случаи отказа от исполнения воинских обязанностей в связи с принятием христианства, но это именно отдельные случаи, не получившие никакого распространения. Воинское служение у христиан сразу нашло основание в евангельской заповеди, которую Вы приводите в своём сообщении: "Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15,13).
Поэтому, если появляется враг готовый напасть "по праву сильного", то и христианин обязан, отбросив всякие сомнения, решительно вынуть меч из ножен, встав на защиту жён, детей, стариков - всех, кто надеется и уповает на эту его помощь и защиту.
Просто очевидно - нельзя оставлять людей без помощи! Это предательство. Пацифизм здесь неуместен и ничтожен.
Трудность для христианина состояла не в решении задачи защищать/не защищать (что здесь и думать, императив совести в таких случаях однозначен же!), а в том, что он ни в коем случае не должен ненавидеть врага. И если последний одумается и вложит свой меч в ножны, христианин должен быть готов так же отложить меч и принять врага в распростёртые объятия.
И вот эта задача гораздо сложнее, т.к. призыв "за други своя" человеку не в пример ближе, нежели Христова заповедь о любви к врагу. Особенно, если враг уже успел нанести раны отечеству.
Это - по существу вопроса.
Теперь по приводимым цитатам из Св. Писания. Говоря о каких-то отдельных местах, никогда нельзя забывать об общем контексте. А правда в том, что ветхозаветный Израиль вёл интенсивные войны на западном побережье Средиземноморья, уже имея ту самую заповедь "не убей". При этом никто не переживал и не говорил о противоречии между принятым от Бога Законом и реальной жизнью. Правильно, т.к. они прекрасно понимали, что заповедь обращена лично к каждому, а речь в ней идёт об убийстве в своих личных интересах, своих выгод, которые могут быть очень разнообразными, но в их основе всегда будет лежать одно: "себя ради за счёт другого". Этот смысл Моисеевой заповеди и надо сравнивать с евангельскими заповедями об отдачи жизни за друзей и любви к врагу во Христе.

Но в Вашем сообщении есть ещё вывод, который хотелось бы подискутировать.
Вы пишете:
Stanislav Nikitin,
"... человек, который пришел к христианству стремящийся полюбить Бога и ближнего, в конечном итоге отказывается от военной службы и сама мысль о убийстве чужда для христианина".

Далее предполагаете, что возможен некий постепенный, как бы адаптивный переход, предполагающий как наилучший (в смысле, правильный) финал:
Stanislav Nikitin,
"И в конечном итоге как Корнилий, который был сотником в дальнейшем становится епископом и священномучеником полностью отказываясь от воинской службы, становясь воином Христовым".
"Воином Христовым" человек должен стать после таинства Крещения и Миропомазания, чем бы он ни занимался. Ибо наша брань всегда внутри самого себя против "мiра (привязанности к нему) , страстей и диавола". Приведённый же Вами пример с сотником Корнилием - возможный и вполне достойный итог. Но не закономерный, а частный. Корнилий стал епископом не потому, что по-евангельски так и должно быть со всяким воином, а потому, что он открыл в себе талант и призвание именно к этому церковному служению.
Было и есть много людей, которые могли сочетать в себе деятельное христианство и воинское служение. Приведу в пример только малую толику, это и святые воины, блгв. князья: Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Василий Ростовский (взят в плен в битве с Батыем; убит за отказ изменить вере), Роман Рязанский (замучен в Орде в 1270 г.); или, например, недавно прославленный во святых адмирал Феодор Ушаков. Много воинов не прославленных в лике святых, но безусловно отдавшие свои жизни на служение Богу и людям, близкие к праведникам. Из них у нас в России сразу вспоминается Александр Суворов, чья небольшая книжка "Наука побеждать" фактически является богословским трактатом (об этом мало кто знает, т.к. из неё как правило публикуются лишь цитаты про "штык-молодец" и "пулю-дуру", полностью же она в новейшее время почти не публиковалась), а свою жизнь он всегда поверял евангельским словом. И в этом ряду множество-множество других христиан-воинов, чьей христианской совести не противоречило воинское призвание и служение.
Поэтому второй ваш вывод:
Stanislav Nikitin,
"Мне кажется, слова Господа... требуют от христианина положить души свою на поле боя, то есть себя за ближнего"
- безусловно верен!

Ответить