Буду отвечать последовательно по вопросам. (Все сноски в конце всего текста).
Андрей,
Зачем мне пост?
Сейчас мы находимся накануне Великого поста, поэтому вопрос предельно актуален. Попробуем поговорить о посте в целом и цели Великого поста в частности.
Любые уставные предписания Церкви (как и, вообще, всё в Церкви) должны обязательно связываться с Богом и человеком как "ближним". Без этого любое делание в христианстве лишается смысла. Относительно этого положения видоизменю вопрос: как пост эту связь может осуществить и что в этой связи открыть?
Пост имеет цель и средство её достижения. Логичнее начинать с цели, но т.к. характерная ошибка постящихся смотреть на средство как на цель, поговорим прежде о средстве поста. Это средство - воздержание. Определим конкретнее: христианам предлагается воздерживаться от всего, что мешает служить Богу и ближнему. Следовательно, сразу необходимо подумать: что меня разделяет с Господом и людьми. Для осознания такой разделённости Иисус Христос Сам дал нам ключ, сказав: кто что-то сделал или не сделал братьям Моим меньшим, тот сделал или не сделал Мне (перефраз Мф.25:40,45). Под Своими меньшими братьями по тексту евангелия Господь имеет в виду любого из нас. Следовательно, что нас разделяет с каким-либо человеком, то и разделяет со Христом. Значит, надо прежде всего понять, какие наши взаимоотношения друг с другом: в семье, с родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами и, вообще, любыми людьми, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
В то же время, мы стали христианами, чтобы осуществить (каждому в свою меру) Христову, евангельскую жизнь, построенную на Его заповедях (Мф.5:19, Ин. 14:15,21, 15:10). Это второй ключ. Следовательно, нам предлагается поставить себя под конкретные Христовы заповеди, применив их к себе практически. В какую меру человек их не исполняет, в такую - он и разделён с Богом. А так как все Господни заповеди говорят о взаимоотношениях с людьми как с ближними, то и в обратном направлентии относительно разделённости друг с другом: что нас разделяет с Богом, с неизбежностью будет разделять с людьми.
Итак, нам, христианам, постом предлагается преодолевать эту разделённость, воздерживаясь от того, что внутри человека (по эгоистическим и эгоцентрическим чувствам, желаниям, навыкам) отвлекает и отчуждает его от Бога и друг от друга.
И начинать предлагается с самого простого: пищи и питья. То и другое поддерживает наш организм в рабочем состоянии, есть основа его функциональности и необходимо человеку изо дня в день. В то же время, пища нужна человеку именно для поддержания сил, однако в реальной жизни эта мера нами часто превышается и еде отдаются силы, нервы (переживания), размышления, время, гораздо превосходящие для необходимого поддержания телесной нормы.
И вот, постом мы пробуем отложить всё лишнее, воздерживаясь в пище, развлечениях, плотских, вредных и пустых привычках, устремлениях, занятиях, чтобы освободить силы и время на евангельское служение Богу и людям, а также стараемся внимательно следить за собой и воздерживаться от ссор, споров, претензий, укоризн, хитростей, лукавства и т.п. Что же получается, когда мы рачительно пытаемся всё это исполнить?..
Именно в этой точке сталкиваемся прежде всего с тем, что вместо искомого служения (отложив всё, к чему мы привыкли, внутренне живя собою) реальные наши мысли и желания не о Боге и людях, а обо всём том, от чего мы, сделав над собой усилие, казалось бы, сейчас отказались. И эти желания для нас естественны, а других, кроме таких естественных, у нас нет. И вместо отдачи себя другим, мы переживаем (или открываем) привычную замкнутость на себе.
Вот здесь-то человек и узнаёт (и умом, и сердцем) себя по правде, каков он есть на самом деле. Причём, чем рачительнее человек постится, тем острее и ярче это его осознание и переживание. Об этом же говорит и преп. Симеон Новый богослов: "Тщательное исполнение Христовых заповедей научает человека его немощи".
Теперь - о цели поста.
Если средство поста воздержание, то цель поста покаяние. Только посредством воздержания человек может узнать свою зависимость от того, от чего воздержался. И то, что нам в своей мечтательности часто кажется пустяком, легко преодолимой мелочью, оказывается на проверку неподъёмными гирями на ногах, с которыми невозможно и шагу ступить. Повторю, в этом делании открываются человеческие естественные неевангельские чувства и желания, а ведь сердцу не прикажешь! Откуда взять другие?!
Вот тогда, с одной стороны, человек опытно (экспериментально, так сказать) узнаёт, какое внутри него "царство" и о чём оно*/. С другой - в результате он может осознать как очевидность, что для Божьего Царства он мёртвый. Тогда появляется понимание, почему имя Господа Бога - Спаситель и что без Него мы не можем делать ничего (Ин.15:5). "Ничего" не в смысле мирских дел (здесь мы что угодно можем делать), а относительно евангельской жизни. Пытаясь исполнить именно её(!), мы нуждаемся во Христе как Спасителе.**/
Это осознание как результат реальной христианской практики, а не теоретического самоанализа, даёт возможность обращения к Иисусу Христу с покаянием-взысканием Его Спасителем, приглашая Его войти Духом Святым в обезбоженную грехами душу и устроить в ней Его Царство. Поэтому главные слова на таинстве исповеди и в келейном покаянии: Господи, прости меня! Перечисления же грехов являются лишь просьбой войти и преобразить те стороны души, где она привычно живёт без Бога и хочет своего, выбирая, вместо Него (Его воли, открытой в заповедях) грех.
Тогда человеку захочется личного воскресения, и не когда-то по смерти, а воскресения как новой внутренней жизни со Спасителем, в сокрушённом духе, постепенно исполняясь Божией жизнью в реальном времени повседневности.
По меткому слову прот. Алексия Потокина (когда-то Великим постом, ещё в середине 90-х гг. оно было опубликовано на страницах "Семейной православной газеты"): чтобы воскреснуть, надо прежде пережить себя мёртвым (добавим, мёртвым для Царства). Именно поэтому Церковь с таким благоговением***/ празднует Страстную субботу, где Спаситель сходит во ад, разрушает его и выводит оттуда всех, кто этого захотел. А кто постился, приглашаются Церковью на эту службу****/ быть уже опытными свидетелями и участниками этого события. Опытно сознавшими и в покаянии постом пережившими обезбоженность и ад своей души, поэтому смотрящими духовным зрением с надеждой на исход из ада грешников, ожидая и приглашая войти Господа так же и в ад их душ, и соединившись со Христом, воскреснуть - обрести Царство как внутреннюю жизнь вместе с Ним (что и значит - благодатную). Только тогда для человека смысл праздника будет не только в том, что Богочеловек после смерти на Кресте вернулся к жизни, но и в том, что Своим воскресением Он "и сущим во гробах (нам, для которых гробом является своя же душа без Него) живот даровав", возвращая человека к Себе, давая обрести Себя, соединяя с Собою!
Андрей,
Зачем мне поститься так же, как постятся монахи?
Уточню, в данном случае имеется в виду внешний пост, касающийся продуктов питания, так ведь?
С одной стороны, накануне поста на литургии звучат слова апостола Павла, адресованные коринфянам: "Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8-9:2). И есть его же слова о том, что главенствующими в Церкви являются взаимоотношения: "весь закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом" (Гал.5:14-15).
С другой стороны, подчеркну, о чём уже говорилось, но, может быть, не так конкретно: инструментальная сторона поста - воздержание, а не продукты питания сами по себе. Постом мы воздерживаемся от очень многого, и "брашно с питием" равно, как и всё другое, входят в общее человеческое усилие. В тоже время, не хотелось бы и как-то умалять значение "внешнего" поста. И дело здесь опять не в питании как таковом. Когда мы позволяем себе т.н. скоромные продукты, просто соблазняясь ими, то это по факту всегда результат внутренней расслабленности и свидетельство общего внутреннего состояния. Если человек не сумел взыскать в себе волю в более простом - внешнем воздержании, ясно же, что внутренние эмоциональные движения души ему будет сдерживать гораздо сложнее, т.к. они переживаются не в пример острее. Следовательно, как правило, чем больше уступаем и позволяем себе в чём-то простом, ещё больше распускать себя будем в том, что потребует от нас большего напряжения, т.к. это всё свидетельство целокупного внутреннего состояния.
Нельзя здесь не упомянуть и ещё об очень важном обстоятельстве. Пост всегда в меру здоровья. Болезни времена не выбирают. Поэтому, если те же скоромные продукты необходимы христианам по медицинским показаниям как лекарства, что ж, так и нужно принимать их смиренно в качестве таковых. И нелепо в этом приносить покаяние, мы каемся в грехах как волевом выборе, а не в обстоятельствах и болезнях, которых мы не выбираем и принципиально выбирать не можем. Но в таком случае постом у человека становится смиренное, без ропота и печали несение болезни. Если же болезнь выявит в человеке раздражительность, нетерпеливость, требовательность к окружающим, печаль, уныние и т.п., то это и будет тем самым нарушением поста и должно стать предметом покаяния.
Андрей,
Что дает мне пост, если на исповеди я исповедуюсь в одних и тех же грехах?
Отчасти ответ на этот вопрос уже дан в начале. Немного дополню. Для того, чтобы не теоретически и даже не практически-аналитически*****/ знать свои грехи. А практически-поступочно пытаясь жить евангельски праведно, реально пережить внутренне своё несоответствие, а порой и противоположность, евангельским взаимоотношениям. И пережить тем острее, чем тщательней, с напряжением воли, человек пытается эту праведную жизнь осуществить. В этом деле, как уже говорилось, человек и сталкивается с очевидным противоречием между своими поступками по вере и противоположными им - своими природными чувствами по естеству. Тогда и рождается не рассудочная исповедь, а покаяние, стремящееся освободиться от крайнего обличения и приговора собственной совести. Таким покаянием человек надеется, ожидает, взыскивает Самого Бога, приглашая Его войти в дом своей души, грехами от Него закрытой.
В вопросе есть существенное по смыслу дополнение об "одних и тех же грехах".
В этом вопросе то же смещение смысла, как и с "внешним постом". В христианстве важны не грехи, а покаяние в них. Причём, не раскаяние (пусть оно и предваряет покаяние), а именно покаяние. Раскаяние происходит внутри самого человека и ограничено им же. А покаяние обращено всегда к кому-то: либо к Богу, либо к человеку. Раскаялся и Иуда, и удавился...******/
Разговор об "одних и тех же грехах" вполне безбожен. Он предполагает лишь собственно человека с его грехами, как будто последние пришли к нам как гости, и как пришли, так могут и уйти. Нет, грехи - это свидетельство нашей души о самой себе.
Без Бога, вообще, разговор о грехах и каких-либо добродетелях бессмысленен, ибо без Него человек имеет лишь первые при полной относительности и изменчивости последних. Поэтому грехи никогда не важны сами по себе. Они - лишь свидетельство того, в чём, где, когда человек жил/живёт без Бога, а без Него он всегда таков, каковы его грехи.
Для того, чтобы понять, для чего мы каемся, вспомним первые слова Христовы, с которыми Он вышел на общественное служение: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
Мы мысленно часто ставим точку после глагола "покайтесь". Отсюда и наше ограничение рассуждений о грехах и себе. Бог же тогда выступает некой безличной Силой, долженствующей за то, что мы назвали грехи на исповеди, их простить, чтобы мы исправились, изменились и очистились или как вариант: Самому за это нас очистить, исправить и изменить, вложив в нас вместо грехов добродетели как новые свойства души. Но правда в том, что добродетелей как свойств души у человека самого по себе нет и быть не может. Они есть только у Бога, т.к. они - Его суть. Нам можно быть им только причастными, если мы ищем, призываем, взыскуем покаянием Его Самого и открываемся Ему.
В истории человечества Иисус Христос был первым Человеком, Который был исполнен Божией жизнью - Царством Небесным. И первыми своими словами, обращёнными к людям, Он предлагает открыться (покайтесь), чтобы сообщить нам Своё Царство (т.к. насильно Он не войдёт в человека - добро не насилует). В этом и смысл того, что Царство "приблизилось" - ему отныне можно быть причастным. Поэтому позже Он прямо скажет: "Царство Божие внутри вас" (Лк.17:21). Там его место - "в сокровенном сердце человека" (1Пет.3:4).
Самому Богу в таинстве исповеди мы и каемся, Его самого призваны покаянием взыскать. Сокрушённо называя свои грехи, мы как бы приглашаем Его в эти обезбоженные места души войти, чтобы зажить Им. Как Он Сам говорит людям на следующий день после насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа: "И будут жить Мною" (Ин.6:57). В этом - осуществление единства и смысл Церковных таинств. Следовательно, в этом же и смыл покаяния. А не в анализе разности или тождественности моих текущих грехов.
И вот только как результат постепенного единения с Богом будут и разнообразные изменения, очищения, исправления от "тех же" (как сформулировано в вопросе) грехов. Это свидетельство осуществившегося присутствия Его в нас*******/. Но выражено всё это будет для человека не в радости о своих неких новых добродетелях, этого нам точно не нужно, т.к. ничего, кроме гордости и банального тщеславия принести не может. А выразится в пробудившейся совести и желании братских отношений во Христе.
_____________________________
*/ Тогда для нас очень откровенно начинает звучать в "молитве Господней" прошение: "...да приидет Царствие Твое".
**/ Это не значит, что человек принципиально не может исполнить ничего евангельского. Может, но внешне - как поступок, опираясь на свои убеждения, рассуждение, волю и совесть. Повторю, противоположно евангельскому духу будет то, что нам не подвластно, что самостоятельно мы не можем изменить - желания и чувства.
***/ Достаточно вспомнить слова литургического текста праздника: "Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да не помышляет"! - стихира Великой Субботы.
****/ Приглашаются, конечно же, все: и постящиеся и не постящиеся. Но чем тщательнее человек постом подвизается, тем острее будет сознание и переживание омертвелости в отношении евангельской жизни. А значит, для законов Небесного Царства. В этом главный опыт, заставляющий жаждать личного воскресения!
*****/ Т.е. вспоминая и анализируя свои слова, поступки и, пусть даже, мысли и негативно оценить их на уровне человеческой морали и этики.
******/ Сделал это, не поверив Христовой милости. Хотя, что Господу простить предательство? То же, что и любой грех.
*******/ Или как состоявшихся уже личных взаимоотношений с Богом.